Не вызывает сомнения тот факт, что мы живём в местности, где, на первый взгляд, не так много растительности. Сколько раз можно было услышать слова: «Вот где-то там, у моря…Или степь, и деревьев-то нет…» Но как раз это и есть ошибочное мнение! Стоит только внимательнее изучить просторы родного края – и вот начинаешь понимать, какое богатство тебя окружает!
Более того, как оказалось наши местные, акбулакские авторы, с таким трепетом отнеслись к упоминанию в своём творчестве того или иного вида растений, что и позволило мне решиться на написание данной исследовательской работы.
Нам захотелось больше узнать о том, кто из местных авторов описал в своих произведениях красоту родного края, кто смог точно назвать определённое растение. А если учесть, что мы живём в потрясающем месте (приграничном – до Казахстана - 25 км), то в названиях растений наблюдаются интереснейшие явления: происхождение из разных языков (много казахских названий).
Тема исследования: Мир растений на страницах акбулакских авторов.
Новизна данного исследования – в том, что в школьной программе мало уделяется внимания изучению литературы местных авторов. Мы считаем, что данная работа позволит проводить интересные уроки и классные часы, начиная с начальной школы. Безусловным является тот факт, что работа выходит за пределы одного предмета: станет полезным материалом на уроках литературы, биологии, географии, окружающего мира. А это отвечает последним запросам, связанным с введением новых ФГОС.
Объектом исследования – растения Акбулакского района и происхождение названий некоторых из них.
Предметом исследования являются произведения акбулакских авторов о растениях Акбулакского района.
Цель исследования: попытаться определить произведения местных авторов, где упоминаются растения, составить гербарий таких растений.
Гипотеза: изучение произведений акбулакских авторов, поиск в них растений степной местности Акбулакского района зависит от ряда условий.
Если:
• разработать систему работы поиска информации о растениях Акбулакского района,
• обеспечить разнообразие форм и методов работы во время работы,
Цель, предмет и гипотеза определили задачи исследования:
1)изучить и проанализировать научный библиографический материал по теме исследования,
2) структурировать накопленный материал, выяснить, какие именно растения вызывают интерес у авторов Акбулакского района,
3)провести диагностику с целью определения степени знаний детей и взрослых произведений местных авторов о растениях родного края.
В процессе исследования использовались следующие методы:
• анализ библиографической и научной литературы по проблеме исследования,
• проведение диагностики,
• встречи с местными поэтами.
Практическая значимость. С данными исследования мы выступили на классных часах перед учениками МБОУ «Акбулакская СОШ № 1», выложили тезисы работы на сайте ЛТС «Карусель», официального сообщества школы в ВК, опубликовали тезисы работы на сайте ЛТС «Карусель» - https://rfhectkm18.nethouse.ru/, планируем распространить информацию впоследствии в СМИ.
Во время выполнения работы обращались к различным источникам.
Я всегда любил литературу, но недавно заинтересовался вопросом: акбулакские поэты и писатели пишут ли о растениях родного края. В библиотеках, центральной и детской, нашёл сборники стихов акбулакчан для читателей, любящих поэзию и свою малую родину – Акбулакский район. А еще, хочу отметить, что мы семьёй любим бывать на природе и рассматривать каждую былинку (названия многих растений мне помогает определить мама – учитель биологии).
У нас в Акбулакском районе выращивают 48 вида культурных растений, а также растут 88 родственных им диких вида. Произрастает большое количество лекарственных трав.
Необходимо отметить, что авторов Акбулакского района много – и это наше счастье, и наша гордость. Мы обратились только к нескольким именам, расположили их в алфавитном порядке.
Например,Волоснова Наталья Владимировна родилась 30 сентября 1954 года в Ленинабаде Таджикской ССР. Потом семья переехала в Акбулакский район. училась в Акбулакской средней школе №1, учась в которой, начала писать свои первые стихи. Окончив библиотечное отделение Оренбургского культпросветучилища, она работала в совхозе «Советский». Переехав в Акбулак, работала методистом в детской библиотеке. С марта 1984 года работала в редакции газеты «Степные зори». Заочно окончила университет им. А.М.Горького в г.Екатеринбурге. Была редактором газеты «Степные зори» объединила местных авторов «Литературной страницы» в крепкий творческий союз, помогала молодым поэтам в их творческом восхождении.
В своих стихах поэтесса пишет о разном: о жизни, посвящения разным датам и людям, о взаимоотношениях, существующих между людьми, о чувствах, стихи о Родине, о родном крае, любви к ней и о многом другом.
Заболела душа. Заметалась, как птица.
Выжгло солнце пожаром
Цветущую степь.
Здесь мне выпало счастье
Однажды прижиться
И об этом потом никогда
Не жалеть.
Здесь по жёлтому полю
Белеют ромашки,
Фиолетово-розов
Татарника цвет.
Тополя хороводят в
Зелёных рубашках…
И прекраснее края, по-моему, нет
Главное - Наталья Владимировна является автором стихов гимна Акбулака.
Серебро седого ковыля
Взгляд из-под руки в степные дали
Где сияют золотом поля,
И весной сады благоухают
Припев:
Акбулак – ты детства колыбель,
Искры чабреца, тюльпанов море.
Акбулак, пожалуйста, поверь:
В мире нет подобного такого.
Акбулак – изюминка степи –
Хорошеет, крепнет год от года
Маленькая часть большой страны
Сильного и доброго народа
Припев:
Ты тепла и щедрости родник,
Труженик, творец, любимый город
Здесь усвоен главный твой урок:
Жить, с людьми и совестью не споря
Её стихи живые, понятные всем читателям. Их надо читать очень внимательно, вдумываясь в каждое слово, потому что каждое слово у нее, важно для понимания целого.
Михайлёв Владимир Николаевич родился 19 июня 1951 года в Сибири. В 1957 году вместе с матерью переехал в Акбулак. После школы поступал в мореходное училище, но не прошёл по здоровью. Решил поступить в железнодорожное училище в Актюбинске на связиста. Там и начал впервые писать стихи и песни.
В 1989 году стал работать в Акбулакском детском доме воспитателем. Организовал замечательный дуэт со своим другом Новосельцевым В.И. Песни получились разные: о Родине, природе, об Акбулаке.
Тюльпаны – звёздочки резные,
Как волны ковыля седые.
Душистых яблок аромат,
Над Щучкой - пожелтевший сад.
Мне без тебя нельзя никак,
Ты пахнешь детством Акбулак.
Новосельцев Валерий Иванович родился в 1951 году в с.Карасай в середине февраля. Закончил среднюю школу в Карасае и в ней же начал свою трудовую деятельность учителем пения. После окончания курсов баянистов, затем – Оренбургское училище культуры. Работал в сельском клубе поселка Карасай, затем заочно окончил Куйбышевский институт культуры.
Долгое время трудился в Акбулакском детском доме музыкальным руководителем, где довелось работать с талантливыми людьми, как Михалев Владимир, человек, влюбленный в свой поселок и восхвалявший его в стихах. Под впечатлением от этих стихов, пытался писать стихи сам, но не сразу удалось поймать «музу поэзии в свои сети». Автору больше нравятся стихи-воспоминания, наполненные светлыми, теплыми, яркими образами деревенского детства 50-60-х годов прошлого века. Мне особенно понравилось его стихотворение «Акбулакские степи».
Степные казахи по ним кочевали,
Пасли лошадей, поклонялись Айше,
Стада их росли и жир нагоняли
В ковыльной, вишнёвой степи
Его жизненное кредо – умеренность во всем или же «золотая середина» 2.
Я горжусь богатой поэтической сокровищницей Акбулака. Мне нравится творчество наших местных поэтов (почти у каждого из них есть строки, посвященные своей малой Родине, миру растений). А мы смогли подобрать строки, подчёркивающие, что каждый из авторов Акбулакского района старался отметить тот или иной вид растений именно родного уголка.
Уверены: данная работа позволит проводить интересные уроки и классные часы, начиная с начальной школы. Безусловным является тот факт, что работа выходит за пределы одного предмета: станет полезным материалом на уроках литературы, биологии, географии, окружающего мира. А это отвечает последним запросам, связанным с введением новых ФГОС. Итогом нашего кропотливого труда становятся гербарий и карточки (в Приложении 2 только вариант).
Работа будет продолжена. Планируем подготовить дидактический материал (картотеку) по почти всем растениям, указанным в данном исследовании.
Цель исследования достигнута: мы попытались определить произведения местных авторов, где упоминаются растения, составили гербарий и карточки по таким растениям.
С данными исследования мы выступили на классных часах перед учениками МБОУ «Акбулакская СОШ № 1», выложили тезисы работы на сайте ЛТС «Карусель», официального сообщества школы в ВК, опубликовали тезисы работы на сайте ЛТС «Карусель» - https://rfhectkm18.nethouse.ru/, планируем распространить информацию впоследствии в СМИ.
А главное: где бы мы ни жили, на каком языке ни говорили, нас должна объединить любовь к Родине, к природе. Давайте будем беречь её и восторгаться ею, как это получилось у акбулакских поэтов и писателей!